Мифы о классической музыке - Центр внешкольной работы "Юность"

Юность
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
"Центр внешкольной работы "Юность" г. Челябинска"
Перейти к контенту
Летняя  краткосрочная  дистанционная  программа  "Разговоры о музыке"
Здравствуйте, ребята!

Сегодня мы с Вами поговорим о мифах, которые существуют вокруг классической музыки.

Мифы о классической музыке.

Миф № 1: классика — это вершина музыки. Согласно этому мифу европейская классическая музыка считается вершиной эволюции музыкального искусства. На деле, помимо европейской, параллельно существует ещё много разных великих музыкальных традиций: иранская, арабская, китайская классика, которая не меняется на протяжении многих веков.

Миф № 2: классика записана раз и навсегда. Существование нотной записи даёт нам повод думать, что музыка окончательно зафиксирована и может быть легко воспроизведена в любой момент. На самом деле нотная запись дает нам лишь условные указания, как играть, исполнять музыку, и только хорошо понимая, зная многие тонкости, разбираясь во множестве разных моментов создания музыки, музыкант может воспроизвести, сыграть ее грамотно. Поэтому слушатели классической музыки ходят слушать не само произведение, а его интерпретацию. Иначе не было бы никакой разницы между учеником школы и прославленным маэстро.

Миф № 3: классику надо слушать в концертном зале. Этой традиции всего примерно двести лет, но она уже умирает. Когда она была действительно жива, бо́льшую часть музыки люди играли для себя сами. Позже любители музыки стали составлять общества, нанимать оркестры и строить концертные залы. Так появились филармонии. 

Миф № 4: классику сложно понять. Разделение музыки на «серьезную» и «легкую» к середине XX века привело к тому, что появилось представление, будто академическая музыка может быть только серьезной, а слушатель должен быть настроен на прослушивание чего-то возвышенного. На самом деле в академической музыке присутствуют и несерьезные вещи.

Миф № 5: чтобы слушать классику, нужны специальные навыки. Подразумевается, что исполнители не допускают ни одной фальшивой ноты, а у слушатель должен обладать абсолютным слухом. На самом деле абсолютный слух — всего-навсего вид памяти, способность запоминать высоту разных звуков. Другая разновидность музыкального слуха — относительный слух, когда человек запоминает интервалы между нотами; это просто навык, который развивается с помощью различных музыкальных упражнений.

Миф № 6: вся классика — это шедевры великих композиторов. В действительности бывает, что шедевр принадлежит малоизвестному композитору, а произведение великого композитора, наоборот, может считаться довольно слабым. Композиторам, которые стали великими, принято приписывать всё самое выдающееся и новаторское в музыке. Например, Баху приписывается, что он изобрел и ввел так называемую равномерную темперацию (способ настройки фортепиано, клавишных инструментов) и современную аппликатуру игры на клавишных инструментах.
Зачем играть на старинных инструментах?
Мифы о классической музыке
Впервые систему равномерной темперации предложил и ввёл в практику в 1533 г. Ланфранко. В 1533 году в небольшом итальянском городе Брешия было опубликовано методическое руководство Джованни Мария Ланфранко (Scintile di musica, Блеск музыки.) В нём впервые дана новая система темперации и звукоряда и усовершенствованные приёмы настройки клавишных инструментов.

Если мир музыки ограничить только шедеврами, то невозможно будет понять, разобраться, чем шедевр отличается от не шедевра и почему он считается шедевром. Простой современный слушатель без специальной подготовки вряд ли сможет отличить произведение Моцарта от Сальери. 


Приятного и познавательного просмотра!



© 2020 МБУ ДО "ЦВР "Юность" г. Челябинска"
Назад к содержимому