Времена года П.И. Чайковского - Центр внешкольной работы "Юность"

Юность
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
"Центр внешкольной работы "Юность" г. Челябинска"
Перейти к контенту
Задания дистанционного обучения по программе  "Звуки музыки"
Для 1 года обучения
Здравствуйте, ребята!

Тема нашего занятия «Изображение музыкой животных, птиц, природы в творчестве разных композиторов (продолжение)».

И сегодня мы с Вами познакомимся с музыкальным циклом Петра Ильича Чайковского «Времена года» (12 характеристических пьес для фортепиано).

"Времена года" П.И. Чайковского - это своеобразный музыкальный дневник композитора, запечатлевший дорогие его сердцу эпизоды жизни, картины природы. Через музыку композитор рисует и показывает нам (слушателям) бескрайние русские просторы, и деревенский быт, и картины петербургских городских пейзажей, и сценки из домашнего музыкального быта русских людей того времени.

12 пьес -12 картинок из русской жизни Чайковского получили при издании эпиграфы из стихов русских поэтов.

– Ребята, давайте вспомним, где с чем-то подобным у других композиторов мы с Вами уже сталкивались?

С подобным сталкивались – у Антонио Вивальди, его музыкальный цикл «Времена года» также имеет эпиграфы (стихотворные строки), предваряющие и дополняющие его музыкальные картины.
"У камелька". Январь:
И мирной неги уголок
Ночь сумраком одела.
В камине гаснет огонек,
И свечка нагорела.
                        А.С.Пушкин

            "Масленица". Февраль:
           Скоро масленицы бойкой
           Закипит широкий пир.
                                     П.А.Вяземский.

                   "Песня жаворонка". Март:
                   Поле зыблется цветами,
                   В небе льются света волны.
                   Вешних жаворонков пенья
                   Голубые бездны полны.
                                                     А.Н.Майков

                              "Подснежник". Апрель:
                              Голубенький чистый
                              Подснежник: цветок,
                              А подле сквозистый
                              О горе былом
                              И первые грезы
                              О счастье ином...
                                                  А.Н.Майков

                                           "Белые ночи". Май:
                                           Какая ночь! На всем какая нега!
                                           Благодарю, родной полночный край!
                                           Из царства льдов, из царства вьюг и снега
                                           Как свеж и чист твой вылетает май!
                                                                                                         А.А.Фет

                                                         "Баркарола". Июнь:
                                                         Выйдем на берег, там волны
                                                         Ноги нам будут лобзать,
                                                         Звезды с таинственной грустью
                                                         Будут над нами сиять.
                                                                                          А.Н.Плещеев

                                                                          "Песнь косаря". Июль:
                                                                          Раззудись плечо, Размахнись рука!
                                                                          Ты пахни в лицо, Ветер с полудня!
                                                                                                                    А.В.Кольцов

                                                                                        "Жатва". Август:
                                                                                        Люди семьями
                                                                                        Принялися жать,
                                                                                        Косить под корень
                                                                                        Рожь высокую!
                                                                                        В копны частые
                                                                                        Снопы сложены.
                                                                                        От возов всю ночь
                                                                                        Скрыпит музыка.
                                                                                                                А.В.Кольцов

                                                                                                       "Охота". Сентябрь:
                                                                                                      Пора, пора! Рога трубят:
                                                                                                      Псари в охотничьих уборах
                                                                                                      Чем свет уж на конях сидят;
                                                                                                      Борзые прыгают на сворах.
                                                                                                                                               А.С.Пушкин
                                                                                              
                                                                                                                        "Осенняя песнь". Октябрь:
                                                                                                                        Осень, осыпается весь наш бедный сад,
                                                                                                                        Листья желтые по ветру летят...
                                                                                                                                                                                А.К.Толстой

                                                                                                                                                   "На тройке". Ноябрь:
                                                                                                                                                   Не гляди же с тоской на дорогу
                                                                                                                                                   И за тройкой вослед не спеши
                                                                                                                                                   И тоскливую в сердце тревогу
                                                                                                                                                   Поскорей навсегда затуши.
                                                                                                                                                                                               Н.А.Некрасов

                                                                                                                                                                                      "Святки". Декабрь:
                                                                                                                                                                                  Раз в крещенский вечерок
                                                                                                                                                                                  Девушки гадали,
                                                                                                                                                                                  За ворота башмачок
                                                                                                                                                                                  Сняв с ноги бросали.
                                                                                                                                                                                                                 В.А.Жуковский

Возникновение цикла " Времена года" непосредственно связано с историей взаимоотношений Петра Ильича Чайковского с семьей петербургских музыкальных издателей Бернард и их журналом "Нувеллист", основанном в 1842 году. Старший из семьи, Матвей Иванович Бернард (1794-1871), основатель нотоиздательской фирмы и журнала "Нувеллист" был также пианистом, композитором. "Нувеллист" знакомил своих читателей с новыми сочинениями русских композиторов, музыкантов - любителей, а также зарубежных авторов.

Поводом к написанию цикла "Времена года" послужил заказ издателя журнала "Нувеллист" Н.М.Бернарда, полученный П.И. Чайковским в письме. Вот, что ответил композитор издателю: "Получил Ваше письмо. Очень благодарен Вам за любезную готовность платить мне столь высокий гонорарий. Постараюсь не ударить лицом в грязь и угодить Вам. Я пришлю Вам в скором времени 1-ю пиэсу, а может быть и разом две или три. Если ничто не помешает, то дело пойдет скоро: я очень расположен теперь заняться фортепианными пиэсками. Ваш Чайковский. Все Ваши заглавия я сохраняю".

Следовательно, названия пьес, то есть сюжетов - картинок были предложены композитору издателем.

В декабрьском номере журнала "Нувеллист" за 1875 год уже появилось объявление для подписчиков об издании в следующем году нового цикла пьес П.И. Чайковского и перечень названий пьес, соответствующих каждому месяцу года и совпадающий с названиями, выставленными позже композитором в рукописи цикла.

При издании "Времен года" в "Нувеллисте" пьесы получили поэтические эпиграфы каждая. Два из них вписаны в автографы пьес № 1 и № 3 и принадлежат Н.М. Бернарду, который был большим знатоком русской литературы и поэзии и даже автором литературных сочинений. Возможно, именно издатель был инициатором включения стихов русских поэтов в качестве эпиграфов к уже написанным пьесам Чайковского. Знал ли П.И. Чайковский об этом заранее, согласовывались ли с ним стихи при издании - неизвестно. Но все прижизненные издания включали эти стихотворные эпиграфы, следовательно, П.И. Чайковский так или иначе их принял и одобрил.

Хотя названия пьес были заранее известны Чайковскому, в рукописи он внес в двух случаях свои дополнения: пьеса № 8 "Жатва" получила подзаголовок Скерцо, а № 12 "Святки" - Вальс.

Подготовка первого издания пьес в "Нувеллисте" началась 13 декабря 1875 года, когда Чайковский выслал в Петербург две первые пьесы, о чем свидетельствует письмо композитора.

Журнал выходил ежемесячно, первого числа. Пьесы Чайковского открывали каждый номер, за исключением сентябрьского. В журнале № 9 появилось объявление, что подписчики в конце года получат в качестве премии отдельное издание всех 12 пьес. Н.М.Бернард опубликовал в конце 1876 года весь цикл Чайковского отдельным изданием с названием "Времена года". Обложка была с 12 картинками - медальонами и названием "Времена года".

Сведений о первом публичном исполнении всего цикла или отдельных пьес не сохранилось. Отсутствуют и отклики прессы на издание. Однако очень скоро "Времена года" стали необычайно популярными и у музыкантов - любителей, и у профессионалов, а впоследствии одним из самых знаменитых фортепианных произведений всей русской музыки.

"У камелька". Январь.

Камелек - это специфическое русское название камина в дворянском доме или какого-либо очага в крестьянском жилище. В долгие зимние вечера у очага (камина) собиралась вся семья. В крестьянских избах плели кружева, пряли и ткали, при этом пели песни, грустные и лирические. В дворянских семьях у камина музицировали, читали вслух, беседовали.
 
Спокойная и умиротворенная музыка, а также отдельные мотивы мелодии, словно передают неторопливую речь. Слушая эту пьесу можно легко представить, как люди, сидящие около камина, задумчиво смотрят на пламя огня и беседуют. Вторая часть несколько отличается от первой и третьей, она более взволнованная и оживленная.

"Масленица". Февраль.
 
Масленица или масленая неделя - праздничная неделя перед Великим постом. Масленицу чествуют веселыми гуляниями, играми, катанием на лошадях, разными потехами, а в домах пекут блины.

Во второй пьесе перед слушателями разворачивается картина народного гуляния. Масленичная неделя неизменно заканчивается празднеством, которое приурочено к встрече весны. С помощью музыкальных звуков композитор передал гуляющую толпу, танцы ряженых и звучание инструментов. Очень интересно построена миниатюра, она состоит из небольших картинок, которые быстро сменяют друг друга, однако первая тема постоянно возвращается. Чайковский создает картину с шумными и радостными возгласами толпы, притоптыванием пляшущих ряженых. Взрывы смеха и таинственный шепот сливаются в одну яркую и пеструю картину празднества. Перед слушателями очень четко и ярко предстает картина народного праздника со всеми полагающимися атрибутами.
 
"Песня жаворонка". Март.
 
С чем у людей чаще всего ассоциируется начало весны? Конечно, с пением птиц, именно жаворонок издавна считается весенней пташкой, а его пение символизирует собой наступление долгожданного тепла в марте. Вся природа пробуждается от зимней спячки.
 
Жаворонок - полевая птица, которую в России чтут как весеннюю певчую птичку. Ее пение традиционно связывается с приходом весны, пробуждением от зимней спячки всей природы, началом новой жизни.
 
В этой мечтательно-грустной пьесе композитор очень точно передал пение птиц с помощью звукоизобразительности. В произведении тесно граничат две разные темы, которые между тем объединяются трелями. Одна из них – лирическая, напевная, другая же – широкая, с большими взлетами. Заключают пьесу затихающие трели жаворонка.
 
"Подснежник" Апрель.
 
Подснежник - так называются растения, которые появляются сразу после схода зимнего снега. Весеннее солнышко пригревает, поют птицы и настало время распуститься первым весенним цветам. Трогательно после зимней стужи, мертвой, безжизненной поры выглядят небольшие голубые или белые цветочки, появляющиеся сразу после таяния зимнего снега. Подснежник очень любим в России. Он почитается как символ новой нарождающейся жизни. Подснежники появляются сразу же, как только отступают холода и сходит снег. Эта пьеса передает все волнение и трепет, который переполняет человека от созерцания пейзажа.

"Белые ночи". Май.
 
Белые ночи - так называются ночи в мае на севере России, когда ночью так же светло, как и днем. Белые ночи в Петербурге, столице России, всегда отмечались романтическими ночными гуляниями и пением. Образ белых ночей Петербурга запечатлен в полотнах русских художников и стихах русских поэтов.

Атмосфера в музыке очень переменчивая, в ней горестные раздумья резко сменяются невероятным восторгом. Все это происходит на фоне романтического ночного пейзажа Петербурга.

"Баркарола" Июнь.
 
Барка - это итальянское слово, означает лодка. Баркаролой в итальянской народной музыке назывались песни лодочника, гребца. Особенно эти песни были распространены в Венеции, городе на набережных бесчисленных каналов, по которым день и ночь передвигались на лодках и при этом пели. Песни эти были, как правило, певучими, и ритм и аккомпанемент подражали плавному движению лодки под равномерные всплески весел.
 
“Баркарола” - еще один петербургский музыкальный пейзаж в цикле Чайковского “Времена года”. Даже своим названием пьеса обращена к картинам водных каналов и многочисленных речек, на берегах которых расположена северная столица России.
 
 
Широкая мелодия первой части звучит очень выразительно. Аккомпанемент к ней напоминает гитарные переливы, которые были вполне традиционны для баркаролы. В средней части настроение сменяется на более радостное и взволнованное. В конце пьесы музыка замирает, словно лодка с певцом постепенно удаляется, скрываясь за горизонтом.

"Песнь косаря". Июль.
 
Косари - это преимущественно мужчины, которые рано-рано утром выходили в поле косить траву. Равномерные взмахи рук и кос, как правило, совпадали с ритмом трудовых песен, которые пели во время работы. Эти песни существовали на Руси с древнейших времен. Пели во время кошения трав дружно, весело.

Косьба - также очень популярный в русском искусстве сюжет. Его воспевали многие русские поэты, запечатлевали в красках русские художники. А песен в народе было сложено великое множество.

"Песнь косаря" - это сцена из народной деревенской жизни. Основная мелодия содержит интонации, напоминающие народные песни. В этой музыкальной миниатюре три раздела. Первый и третий из них – это сама песня работника, которая наполнена весельем и энергией. Средний раздел несколько иной, похож на инструментальный проигрыш.

"Жатва". Август.

В конце лета принято собирать урожай с поля, причем в жизни крестьянина – это был один из самых важных периодов. Жатва - это сбор с поля созревших хлебов. Жатвенная пора в жизни русского крестьянина - важнейшая пора. Работали в поле семьями, как говорится, от зари до зари. При этом много пели.

"Жатва" - это большая народная сцена из крестьянской жизни. Перед слушателями разворачивается народная сценка из жизни крестьянина. Музыка звучит оживленно и приподнято. Средняя часть пьесы – небольшое лирическое отступление, рисующее деревенский пейзаж с его равнинами и бескрайними полями. Именно для этой миниатюры Чайковский ввел свой подзаголовок «Скерцо».

"Охота". Сентябрь.

Охота - это слово, как и во всех других языках, означает промысел диких животных. Однако само слово происходит в русском языке от слова "охота", означающего желание, страсть, стремление к чему-то.

Охота - очень характерная деталь русского быта XIX века. Этому сюжету посвящены многие страницы произведений русской литературы. Охота в России всегда проходила очень шумно, весело, в сопровождении охотничьих рогов, со множеством охотничьих собак. Охота в дворянских поместьях в XIX веке, в осенние месяцы, была не столько необходимым промыслом, сколько забавой, требовавшей от ее участников мужества, силы, ловкости, темперамента и азарта.

"Осенняя песнь". Октябрь.

Осень в нашей стране особенная, ею восхищались многие поэты, живописцы, воспевая в своих работах. Неповторимая и ни с чем не сравнивая красота русской природы, которая искрится золотыми, багряными, медными, самыми разными красками. Но осень бывает и другая, когда унылый дождик за окном навевает чувство грусти по уходящему лету, а природа потихоньку замирает, засыпает.

Именно это настроение и попытался передать Петр Ильич в своем произведении. Пьеса занимает центральное место во всем цикле. В ней словно отображен итог повествования. Интонации вздоха, грусть и тоска звучат в пьесе. Лишь средняя часть, как проблеск надежды и в ней звучит трепетный подъем, полный воодушевления. Однако третий раздел вновь возвращает к интонациям грусти и печали. Последние такты в музыке передают, как жизнь в природе замирает, останавливается, засыпает до весны.

 
"На тройке". Ноябрь.

Тройка - так называют в России коней, запряженных вместе, под одной дугой. К ней часто подвешивали колокольчики, которые при быстрой езде звонко играли, переливаясь серебряным звучанием. В России любили быструю езду на тройках, об этом сложено немало народных песен.

Хоть ноябрь и относится еще к осенним месяцам, но зима уже чувствуется в полной мере. Морозы уже стоят, а деревья покрываются белой изморозью. Восхитителен пейзаж в это время года.

Произведение начинается красивой мелодией, которая рисует перед слушателями русские просторы. Внезапно спокойствие нарушает отдаленное звучание колокольчиков, которые постепенно приближаются. Это резво скачет тройка лошадей, запряженных вместе. Веселый перезвон бубенцов на время отодвигает на задний план лирическое настроение. Но вот лошади промчались мимо и перезвон постепенно затихает. И снова звучит первая мелодия, похожая на заунывную песнь ямщика.

"Святки". Декабрь.
 
Святки - время от Рождества до Крещенья. Праздник, в котором сочетались элементы обряда христианского с древними, языческими. На святки ходили ряженые из дома в дом, девушки гадали о своей будущей судьбе. В семьях царило праздничное веселье. Ряженые, одетые не по обычаю, а ради шутки, ходили на святках из дома в дом, пели святочные песни, водили хороводы. В домах их угощали, одаривали подарками. Заключительная пьеса цикла - "Святки" - имеет в рукописи композитора подзаголовок "Вальс". И это не случайно, вальс был в те времена популярным танцем, символом семейных праздников. Основная мелодия пьесы чередуется с фрагментами, эпизодами (кусочками) вальса. А завершается пьеса, и, вместе с ней весь цикл безмятежном вальсом, домашним праздником вокруг красивой Рождественской елки.
© 2020 МБУ ДО "ЦВР "Юность" г. Челябинска"
Назад к содержимому