Изображение музыкой животных, птиц, природы - Центр внешкольной работы "Юность"

Юность
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
"Центр внешкольной работы "Юность" г. Челябинска"
Перейти к контенту
Задания дистанционного обучения по программе  "Звуки музыки"
Для 1 года обучения
Здравствуйте, ребята!

Сегодня тема нашего занятия: «Изображение музыкой животных, птиц, природы в творчестве разных композиторов».

Перед тем, как мы с вами начнём наше занятие давайте разберёмся, поймём, кто такой «композитор»?

Композитор - (от лат. compositor — составитель, сочинитель) — автор музыкальных произведений; человек, сочиняющий музыку.

Этот термин получил распространение в Италии к 16 в., и с тех пор является отражением профессиональной письменной традиции, возникшей в практике западноевропейской музыкальной культуры.

Профессия композитора предполагает наличие музыкально-творческого дарования, необходимого для сочинения музыки, и требует специального обучения:

1) владение знанием разных особенностей написания музыки в том или ином музыкальном стиле или жанре (например, такие музыкальные жанры, как марш или вальс – это не одно и тоже, это абсолютно разная по звучанию, характеру музыка);

2) владение нотной грамотой, чтобы было возможно придуманную музыку записать на бумаге;  

3) знать, как звучат те или иные музыкальные инструменты (например, странно будет поручить такому большому инструменту с низким звучанием, как туба, поручить исполнять «Танец феи Драже», которые бы лучше поручить сыграть такому инструменту, как флейта;

4) и многое другое.

Картины смены времён года, шелест листвы, птичьи голоса, плеск волн, журчание ручья, грозовые раскаты – всё это можно передать в музыке. Многие знаменитые композиторы умели делать это блестяще: их музыкальные произведения о природе стали классикой музыкального пейзажа. Природные явления, музыкальные зарисовки растительного и животного мира предстают в инструментальных и фортепианных произведениях, вокальных и хоровых сочинениях, а иногда даже в виде программных циклов.

 «ВРЕМЕНА ГОДА» Антонио Вивальди.

Четыре трёхчастных (т.е. состоит из 3-х частей) скрипичных концерта Вивальди, посвящённые временам года, – без сомнения, самые известные музыкальные произведения о природе эпохи барокко.
 
Стихотворные сонеты к концертам написаны, как считается, самим композитором и выражают музыкальный смысл каждой части. Вивальди передаёт своей музыкой и громовые раскаты, и шум дождя, и шелест листьев, и птичьи трели, и собачий лай, и завывание ветра, и даже тишину осенней ночи. Многие ремарки композитора в партитуре прямо указывают на то или иное явление природы, которое должно быть изображено.

 


Антонио Вивальди. Времена года. Весна. (смотрите видео)
«ВРЕМЕНА ГОДА» Йозефа Гайдна.

Монументальная оратория (лат. oratorium, итал. oratorio) — крупное музыкальное произведение для хора, солистов и оркестра. В прошлом оратории писались только на сюжеты из Священного Писания).
«Времена года» явилась своеобразным итогом творческой деятельности композитора и стала подлинным шедевром в музыке.
Четыре сезона последовательно предстают перед слушателем в 44-х картинах.

Герои оратории – сельские жители (крестьяне, охотники). Они умеют и работать, и веселиться, им некогда предаваться унынию. Люди здесь – часть природы, они вовлечены в её годичный цикл.

Гайдн, как и его предшественник, Антонио Вивальди, широко использует возможности разных инструментов для передачи звуков природы, например, летней грозы, стрекотания кузнечиков и лягушачьего хора. У Гайдна музыкальные произведения о природе связываются с жизнью людей – они почти всегда присутствуют на его «картинах».
Так, например, в финале 103-ей симфонии мы словно находимся в лесу и слышим сигналы охотников, для изображения которых композитор прибегает к известному средству – золотому ходу валторн.

Йозеф Гайдн. Симфония №103, финал (охота) (смотрите видео)
«ВРЕМЕНА ГОДА» Петра Ильича Чайковского.

Композитор избрал для своих двенадцати месяцев жанр фортепианных миниатюр (т.е. в нашем случае, когда музыка исполняется сольно на фортепиано).
 
Но и одно лишь фортепиано способно передать краски природы не хуже хора и оркестра. Здесь и весеннее ликование жаворонка, и радостное пробуждение подснежника, и мечтательная романтика белых ночей, и песнь лодочника, покачивающегося на речных волнах, и полевые работы крестьян, и псовая охота, и тревожно-печальное осеннее замирание природы.
П.И. Чайковский - Времена года. Сентябрь. Охота. (смотрите видео).
П.И. Чайковский. Времена года. Октябрь. (смотрите видео).
«КАРНАВАЛ ЖИВОТНЫХ» Камиля Сен-Санса.

Среди музыкальных произведений о природе особняком стоит «большая зоологическая фантазия» Сен-Санса для камерного ансамбля.
 
Несерьёзность замысла определила судьбу произведения: «Карнавал», партитуру которого Сен-Санс даже запретил публиковать при жизни, полностью исполнялась только в кругу друзей композитора.
 
Оригинален инструментальный состав: помимо струнных и нескольких духовых сюда входят два фортепиано, челеста и такой редкий в наше время инструмент, как стеклянная гармоника.
 
В цикле 13 частей, описывающих разных животных, и финальная часть, объединяющая все номера в цельное произведение. Забавно, что к числу животных композитор отнёс и начинающих пианистов, усердно разучивающих гаммы.
 
Комичность «Карнавала» подчёркивают многочисленные музыкальные аллюзии (аллюзия - от фр. allusion - намек) - художественный прием: сознательный авторский намек на общеизвестный литературный или исторический факт, а также известное художественное произведение) и цитаты.
 


 
«МОРСКАЯ СТИХИЯ» Николая Андреевича Римского-Корсакова.

Николай Римский-Корсаков русский композитор знал о море не понаслышке. Гардемарином, а потом мичманом на клипере «Алмаз» он проделал далёкий путь к североамериканскому побережью.
 
Любимые им морские образы возникают во многих его творениях. Такова, например, тема «океана-моря синего» в опере «Садко». Буквально в нескольких звуках автор передаёт скрытую мощь океана, и этот мотив пронизывает всю оперу. Море царствует и в симфонической музыкальной картине «Садко», и в первой части сюиты «Шехеразада» – «Море и Синдбадов корабль», в которой штиль сменяется бурей.
 




 
Римский-Корсаков. Садко. Океан. (смотрите видео)
«РУМЯНОЙ ЗАРЁЮ ПОКРЫЛСЯ ВОСТОК…» Модест Мусоргский.

Ещё одна любимая тема музыкальных произведений о природе восход солнца.
Тут сразу приходят на ум две самые известные утренние темы, чем-то перекликающиеся между собой. Каждая по-своему точно передаёт пробуждение природы.
Это романтическое «Утро» Эдварда Грига и торжественный «Рассвет на Москве-реке» Модеста Петровича Мусоргского.
У Грига имитация пастушьего рожка подхватывается струнными инструментами, а затем и всем оркестром: солнце восходит над суровыми фьордами, и явственно слышится в музыке журчание ручья и пение птиц.
Рассвет Мусоргского тоже начинается с пастушьей мелодии, в крепнущее оркестровое звучание словно вплетается звон колоколов, и над рекой всё выше поднимается солнце, покрывая воду золотой рябью.

М.П. Мусоргский. Рассвет на Москва-реке. (смотрите видео)
Перечислить все известные классические музыкальные произведения, в которых развивается тема природы, практически невозможно – слишком длинным получится этот список. Сюда можно включить концерты Антонио Вивальди («Соловей», «Кукушка», «Ночь»), «Птичье трио» из шестой симфонии Людвига Ван Бетховена, «Полёт шмеля» Римского-Корсакова, «Золотых рыбок» Клода Дебюсси, «Весну и осень» и «Зимнюю дорогу» Георгия Свиридова и многие другие музыкальные картины природы.
 

 
Более подробно с композиторами и их произведениями, о которых мы узнали на этом уроке, мы будем знакомиться в следующих занятиях.

Д/З:

1) Выписать композиторов и их самые известные музыкальные произведения, с которыми Вы сегодня познакомились (в 2 столбца: Имя, Фамилия композитора – Название музыкального произведения).

Уважаемые родители! Присылайте, отправляйте фото выполненных заданий в Viber или в WhatsApp педагогу (Шушуновой Юлие Александровне).
Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить новые занятия.
© 2020 МБУ ДО "ЦВР "Юность" г. Челябинска"
Назад к содержимому