Расширение диапазона. Гаммы. 1 октава (продолжение) - Центр внешкольной работы "Юность"

Юность
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
"Центр внешкольной работы "Юность" г. Челябинска"
Перейти к контенту
Задания дистанционного обучения по программе  "Звуки музыки"
Для 1 года обучения
 
Здравствуйте, ребята!

Сегодня мы продолжаем заниматься по теме: «Расширение диапазона.  Гаммы. 1 октава» (продолжение темы).

Давайте вспомним, что гамма - это звуки, расположенные по порядку.
На прошлом занятии мы с Вами познакомились с мажором и минором, а также с мажорной гаммой – До мажор и с минорной гаммой – ля минор. И сегодня мы продолжим это знакомство, путешествие в мир гамм.

На прошлом занятии нам с Вами встретились новые необычные для нас слова: тон  и полутон. Сегодня мы с Вами познакомимся с ними поближе и узнаем, что они обозначают, что они из себя представляют.



Знание о том, что такое тон, полутон, и чем они отличаются друг от друга пригодятся нам с Вами в дальнейшем нашем путешествии по миру музыки.

На примере мажорной гаммы, До мажор, мы с Вами рассмотрим строение мажорной гаммы. Вы, наверняка, спросите меня: «А зачем нам знать строение мажорной гаммы? Где это нам в музыке пригодится?». Я Вам, дети, отвечу, что строение, скелет мажорный всегда одинаковый: тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон, - какой бы он не был, как бы он не назывался. И зная это, всегда сможете, если Вам понадобится построить мажорную гамму от любой ноты, Вы с лёгкостью с этим справитесь.

Вы меня спросите: «А зачем нам знать, как построить гамму? Нам это как-то пригодится?». Я отвечу Вам: «Да, пригодится». Дело в том, что музицирование, игра на музыкальном инструменте – это часть большой Вселенной под названием «Музыка». Чтобы красиво звучала флейта в Ваших руках, и каждый из Вас мог правильно прочесть нотное произведение, грамотно его разобрать, красиво его сыграть, необходимо знать много разных музыкальных секретов, тонкостей и правил.

Ведь перед тем как сыграть музыкальное произведение, мы его с Вами разбираем: читаем название произведения (очень часто в самом названии произведения таится подсказка, с каким настроением его играть), мы читаем названия нот, проставляем счёт, хлопаем, поём – вот какую большую подготовительную работу делаем, чтобы сыграть красиво и правильно музыкальное произведение.

Также и с гаммами. Гаммы – часть подготовительной работы, которая нам в дальнейшем будет помогать, упрощать освоение, игру на флейте.


Наши гаммы, что мажорные или минорные, могут превращаться, претерпевать изменения. Эти метаморфозы, превращения с  гаммами происходят благодаря таким вот музыкальным знакам: диез, бемоль, бекар.

     



Натуральный мажор – это обычная гамма, как она есть, например, гамма До мажор.


Гамма До мажор (без каких либо изменений) – это натуральный мажор, обычно обозначается маленькой буквой «н»: мажор н.

Первые метаморфозы с гаммой До мажор – превращение её в из натурального мажора в гармонический мажор.  Нота ля  станет грустной, рядом с ней появится бемоль. Станет нота ля бемоль.
                                  
Вторая метаморфоза с гаммой До мажор - превращение её в мелодический мажор, т.е. уже будет 2 бемоля. У мелодического мажора есть своя особенность: когда мы поднимаемся по ноткам - ступенькам вверх, мы играем натуральный мажор (без всяких бемолей), а когда спускаемся по ноткам-ступенькам вниз, то появляются 2 бемоля – си бемоль и ля бемоль.


+  смотрите обучающее видео, прикреплённое к этому занятию.
Чтобы сыграть на блок-флейте эти виды гамм, Вам необходимо познакомиться ещё с 2 нотками: ля бемоль и си бемоль (как они играются смотри видео, прикреплённое к занятию).

Чтобы ноты ля бемоль и си бемоль легко получалось играть, их нужно подружить с другими нотами, для этого необходимо поиграть такие упражнения:

1)    ля – ля бемоль              4) си – си бемоль           7) си бемоль – ля бемоль.
2)    соль – ля бемоль           5) До си бемоль
3)    си – ля бемоль              6) соль – си бемоль

Сперва такие музыкальные упражнения играем только пальцами на флейте БЕЗ ЗВУКА, НЕ ИЗДАВАЯ звуков на флейте. Только после того, как тебе стало просто и легко выполнять эти упражнения, и ты больше не путаешься в пальцах и аппликатуре – можешь смело играть вслух, на блок-флейте эти музыкальные упражнения.
Успехов тебе!
Д/З:
1)    записать в нотной тетради (четвертями) гамму До мажор в 3 видах:
      До мажор натуральный, До мажор гармонический, До мажор мелодический.
2)    Хлопать и проговаривать каждую гамму по отдельности.
3)    Играть музыкальные упражнения на блок-флейте:
       ля – ля бемоль               си – си бемоль            си бемоль – ля бемоль.
       соль – ля бемоль            До си бемоль  
       си – ля бемоль               соль – си бемоль
4)    Играть на флейте на легато (без «ту») и на деташе (говоря «ту» в флейту): До мажор натуральный, До мажор гармонический и До мажор мелодический (вверх и вниз).

Уважаемые родители! Присылайте, отправляйте фото выполненных заданий в Viber или в WhatsApp педагогу (Шушуновой Юлие Александровне).
Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить новые занятия.
© 2020 МБУ ДО "ЦВР "Юность" г. Челябинска"
Назад к содержимому