Штрихи акцентированные и неакцентированные - Центр внешкольной работы "Юность"

Юность
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
"Центр внешкольной работы "Юность" г. Челябинска"
Перейти к контенту
Задания дистанционного обучения по программе  "Звуки музыки"
Здравствуйте, ребята!

Тема нашего занятия: «Штрихи акцентированные и неакцентированные» (для 2 года обучения).

Вы когда-нибудь задумывались над тем, что делает нашу речь неповторимой, ни на кого не похожей? При общении мы пользуемся разными оттенками речи, используя разную артикуляцию. Можем говорить плавно, резко, отрывисто, певуче.
  
Так же и в музыке. Игра без артикуляции – бездушна, однообразна и неинтересна. Такая игра музыканта не зацепит, не будет интересна слушателю. Это всё равно, что слушать длинную монотонную речь.
 
Итак, что же такое артикуляция?
 
Артикуляцией называют разные способы произнесения мелодии с той или иной степенью разделённости или связанности нот. Этот способ звукоизвлечения воплощается через штрихи.
 
Штрихи, как вы уже знаете, бывают разные. И каждому штриху соответствует определенный знак, который и указывает, как именно надо играть ноту: коротко, длинно, тяжело и т.д.
 
Для каждого штриха есть свой способ обозначения, как письменно (словами или словом) или графически (значок).
 
Штрихи как способы, приёмы звукоизвлечения возникли в практике задолго до того времени, когда они получили названия - имена и способы их обозначения. В старину, в инструментальной музыке поначалу употреблялись простейшие приемы воспроизведения и соединения звуков, которые впоследствии сложились в понятии о штрихах.
 
Все штрихи (способы звукоизвлечения на блок-флейте) можно разделить на две группы: акцентированные и неакцентированные.
  
Мы с Вами будем учиться на практике отличать эти штрихи друг от друга, различать, не путать их между собой. НО сперва давайте разберёмся с понятием, что значит слово, термин «штрих».
 
Немецкое слово «штрих» (der Strich) в буквальном смысле переводится как черта, линия, насечка. В качестве музыкального понятия штрих означает один из приемов извлечения, ведения и соединения звуков, отображаемый в нотной записи особыми значками (черточками, точками, связками и т. п.)
  
В настоящее время при игре на духовых инструментах применяются следующие общепринятые виды штрихов: legato (легато), détaché (деташе), staccato (стаккато), martelé (мартеле), non legato (нон легато), portamento (портаменто), а также два специфических штриховых приема игры – двойное staccato (двойное стаккато) и frulato (фрулато).
 
С некоторыми из них вы уже знакомы, а с некоторыми Вы сегодня познакомитесь и узнаете, как они выглядят, как пишутся и как их играть.
  
Из прошедших занятий мы с Вами уже знаем несколько видов штрихов: легато и деташе.
 
Знаем, как они обозначаются, пишутся, как выглядят и как их нужно играть.
 
Рассмотрим, каковы особенности всех этих штрихов.
  
Legato, легато (связно) – прием связного исполнения звуков, при котором язык участвует лишь в воспроизведении первого звука. Остальные звуки, объединенные лигой, извлекаются без участия языка при помощи дыхания и пальцев исполнителя; переход от одного звука к другому происходит связанно, без перерыва (без атаки).
 
В нотной записи обозначается дугообразной чертой, называемой лигой:
 
  
Détaché, деташе (отделенный) – с французского переводится, как (détacher – отделять), прием исполнения отдельных звуков, характеризующийся энергичным (но не резким) толчком языка при атаке и достаточно полной протяженностью звука. В нотной записи специального обозначения не имеет.


  
Non legato, нон легато (несвязно) – прием исполнения звуков при помощи отдельных смягченных толчков языка. Этот штрих заимствован у пианистов и в переводе означает «не легато». При игре
 
non legato звуки слегка укорачиваются, вследствие чего между ними образуются небольшие паузы.
 
При исполнении нон легато на звуке выдерживается приблизительно ¾ написанной длительности, а оставшаяся ¼ часть приходится на паузу. Другими словами, между звуками должны прослушиваться небольшие паузы. Отличительной особенностью штриха стаккато и его разновидностей являются паузы между нотами. Атака при исполнении нон легато простая («Ту»), напоминающая атаку при штрихе деташе. В нотной записи существуют два способа обозначения нон легато: точка над нотой и над точкой чёрточка или точка под лигой.
 
В нотной записи обозначается лигой и точками, стоящими над или под нотами:
 
  
Portamento, портаменто (поступь, перенесение) – прием звукоизвлечения, когда мы максимально мягко делаем атаку языком на флейте и максимально выдержанных по длительности звуков, связываемых дыханием, при котором толчки языка почти не прерывают плавного движения выдыхаемой струи воздуха. В нотной записи обозначается лигой и черточками, стоящими над или под нотами:
  
 
Штрихи легато, деташе, нон легато, портаменто относятся к группе – неакцентированные штрихи.
 
Staccato, стаккато (отрывистый) – прием исполнения отдельных отрывистых звуков с помощью быстрых и легких толчков языка при атаке. Короткое, отрывистое исполнение звуков. Является антиподом legato. Мастерство игры данного штриха заключается в сокращении продолжительности звучания и в увеличении пауз между ними без перемены в темпе. Этот штрих придает произведению тонкость, легкость, грациозность.
 
В нотной записи staccato обозначается точками, стоящими над или под нотой:
 
 
  
Marcato, маркато (подчёркнутый) – итальянское слово, которое можно перевести как «подчеркнуто», «четко», прием исполнения отрывистых и слегка акцентированных звуков при помощи очень четкой, энергичной атаки, подкрепленной усиленным выдохом.
 
Обозначается акцентами – галочками под и над нотами. Начало звука акцентированное (начало, извлечение звука на музыкальном инструменте будет более громко, а потом постепенно звук затухает (делается тише).
 
  
Marleté, мартеле (отчеканенный, отчетливый) – прием исполнения отрывистых и слегка акцентированных звуков при помощи очень четкой, энергичной атаки, подкрепленной усиленным выдохом. В отличие от staccato, в нотной записи обозначается короткими, вертикальными, заостренными к ноте черточками, называемыми обычно клиньями:
 
 
 
Двойное  staccato – особый прием исполнения отдельных звуков отрывисто в быстром темпе при помощи особенной атаки звука, в основе которой лежат поочередные движения передним концом и спинкой языка (ту-ку). В нотной записи специальных обозначений не имеет, ибо применение  двойного staccato  очень часто определяется степенью быстроты движения:
 
 
 
Штрихи стаккато, маркато, мартеле, двойное стаккато относятся к группе – акцентированные штрихи.
  
Frulato, фрулато – специфический прием исполнения одного и того же, быстро повторяющегося звука, достигаемый при выполнении языком движения, называемого трещоткой (произношение букв: фрррр или трррр). Начало звука при фрулято исполняется простой атакой (ту), а  далее изменение звука происходит за счет произношения повторяющейся буквы «РРРР. Чтобы тремолирование не прерывалось, язык следует держать в определенном напряжении. Он должен действовать как пружина, пропуская воздух и возвращаясь обратно к нёбу.
 
В нотной записи обозначается словом  frulato  и знаком  tremolo:
 


Д/З:  Ребята, Вам даны разные музыкальные примеры. Нужно определить и написать, подписать: какой музыкальный штрих или виды штрихов есть в том или ином музыкальном примере-упражнении.

Уважаемые родители! Присылайте, отправляйте фото выполненных заданий в Viber или в WhatsApp педагогу (Шушуновой Юлие Александровне).
Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить новые занятия.

Ниже приведены задания-примеры  для группы 2 года обучения, надо проанализировать и подписать.
В. Шаинский "От улыбки"
C-Major-portamento
Задание для группы 2 года обучения
Segue
Segue
Position
Position
Задание для группы 2 года обучения
Position
Задание для группы 2 года обучения
Задание для группы 2 года обучения
Задание для группы 2 года обучения
Земелюшка-чернозём
Задание для группы 2 года обучения
Задание для группы 2 года обучения
Задание для группы 2 года обучения
Задание для группы 2 года обучения
Задание для группы 2 года обучения
© 2020 МБУ ДО "ЦВР "Юность" г. Челябинска"
Назад к содержимому