Штрих стаккато - Центр внешкольной работы "Юность"

Юность
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
"Центр внешкольной работы "Юность" г. Челябинска"
Перейти к контенту
Задания дистанционного обучения по программе  "Звуки музыки"
Для 2 года обучения
Здравствуйте, ребята!

Сегодня тема нашего занятия:  Штрих «staccato» .

Цель: Освоение и применение штриха «staccato» на практике.
Теория.  Штрих «staccato». Особенности его исполнения на флейте. Виды стаккато (одинарное, двойное, тройное).
Понятийный аппарат: стаккато, одинарное, двойное, тройное стаккато.
Практика. Работа над освоением и исполнением одинарного стаккато. Упражнения на штрих стаккато. Упражнения для языка.

Staccato, стаккато (отрывистый) – прием исполнения отдельных отрывистых звуков с помощью быстрых и легких толчков языка при атаке. Короткое, отрывистое исполнение звуков. Является антиподом legato. Мастерство игры данного штриха заключается в сокращении продолжительности звучания и в увеличении пауз между ними без перемены в темпе. Этот штрих придает произведению тонкость, легкость, грациозность.
В нотной записи staccato обозначается точками, стоящими над или под нотой:

Существует несколько видов стаккато: одинарное, двойное и тройное.

Это пример, вариант одинарного стаккато:

Особо следует отметить практическое применение двойного стаккато.

В его основе лежит способ комбинированной атаки звука (т.е. произнесение 2-х слогов «ту-ку»). Основные особенности двойного staccato заключаются в том, что оно: во-первых, позволяет исполнить отдельные звуки в максимально быстром темпе и, во-вторых, применяется далеко не на всех духовых инструментах.

Наибольший эффект этот прием звукоизвлечения дает на таких духовых инструментах, как флейта, корнет и труба. В отдельных случаях двойное staccato находит применение при игре на валторне и тромбоне.

Практика показала, что при систематических упражнениях на инструменте музыкантам-флейтистам удается придавать слогу «ку» такую же четкость и ясность, какую имеет обычно слог «ту».

Тройное стаккато.

Оно получается за счёт тройного сочетания слогов (ту – ту – ку).

Д/з для 2 года обучения:
1) отдельно (без флейты) вслух медленно и чётко проговаривать слоги, на которые делаем атаку: короткое «ту», «ту-ку», «ту-ту-ку», а потом пробовать это проговорить быстро и чётко.

2) играть слоги-штрихи на флейте: короткое «ту» - одинарное стаккато, «ту-ку» - двойное стаккато, «ту-ту-ку» - тройное стаккато (сначала играть в медленном темпе, а затем, как Вы освоите игру этих штрихов в медленном темпе и они будут у Вас звучать чётко, понятно, Вы можете пробовать играть их в более подвижном, быстром темпе).
© 2020 МБУ ДО "ЦВР "Юность" г. Челябинска"
Назад к содержимому